Г. Жуков, учитель-пенсионер, с. Янымово
В Янымовской основной общеобразовательной школе, где я проработал учителем 39 лет, еще в 70-х годах прошлого века был создан небольшой краеведческий музей.
В преддверии 65-летия Великой Победы в этом музее я стою у стенда «Никто не забыт, ничто не забыто». У основания горит «вечный огонь». Со стенда на меня смотрит молодой солдат Красной Армии Иван Тихонович Жуков, младший брат моего отца, мой дядя.
По воспоминаниям своего отца, Нестора Тихоновича и дяди Дмитрия, я знаю, что дядя Иван был шестым ребенком в семье. Его отец, Тихон Романович - участник первой мировой войны – был образованным человеком. Видимо, он учился в Симбирской чувашской школе. У нашего двора всегда стояли запряженные лошади. Люди приезжали из соседних деревень: Изамбаево, Пошнары и других с просьбой написать заявления, акты, составить грамотно договоры. Он за одно лето по общественным делам побывал 4 раза в Казани.
Мать дяди Вани в 1925 году в возрасте 44-х лет от горя (16-летняя дочь Люба умерла от тифа) заболела и скончалась, а в 1936-м году, в 59 лет, от дизентерии умер и отец Ивана. Рано оставшись без родителей, дядя Ваня вслед за братом Дмитрием уехал учиться в Чебоксарское театральное училище. Оба они учились увлеченно, несмотря на трудное материальное положение. Играли на музыкальных инструментах, пели песни под гитару, ходили на танцы и в театр. Дядя Ваня был простым, веселым, общительным, любил музыку, являлся заводилой, душой студенческой молодежи.
После успешного окончания учебы его направили на работу в театр юного зрителя республики. Здесь он проработал всего два сезона. Еще молодым, он связал свою судьбу с костюмершей театра – красивой девушкой Соней, уроженкой чувашского села Нижегородской области.
Вскоре Иван был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в Западной Украине, в городе Владимир-Волынск. У нас до сих пор хранится, как реликвия, его фото тех лет. На обороте фотокарточки написано: «Дорогой брат, вспомнишь, когда меня нет. Подарю вам на память. Ваш братишка Ваня. 17 апреля 1941 год».
Недолго длилась его жизнь. Находясь на действительной военной службе, в первые же дни войны он был ранен в обе ноги. Раненого его привезли в госпиталь в городе Сумы. Он писал домой письма из места лечения.
Неожиданно немцы заняли этот город. Раненых, видимо, не успели эвакуировать: фашисты обычно сжигали госпитали. Письма от дяди Вани перестали поступать.
После окончания войны дядя Дмитрий продолжил военную службу в городе Конотоп в авиационной части. Оттуда до Сумы всего 150 километров. Он специально съездил туда. Дмитрию не удалось узнать подробностей гибели брата.
Пятерых сыновей вырастили Анна и Тихон Жуковы, мои бабушка и дедушка. Двое из них навечно остались на полях сражений, а трое вернулись домой раненые, но живые.