- Алексей Петрович, расскажите о своем детстве…- Родился я 12 мая 1925 года в деревне Орабакасы в простой крестьянской семье. Из троих детей был старшим. Отец Петр Федорович был служащим местного лесхоза. По тем временам был грамотным человеком (окончил церковно-приходскую школу, имел четкий каллиграфический почерк, который сохранил до старости). Хорошо знал законы, неоднократно избирался народным заседателем районного суда. Мать Александра Григорьевна была малограмотной, по характеру очень доброй, душевной, религиозной женщиной. Вела домашнее хозяйство, работала в колхозе. Меня и моих сестер, Лизу и Ольгу, родители воспитывали трудом, учили ценить добро, жизнь. Наше детство оборвалось с началом войны.- Удалось ли вам окончить школу?
Среднюю школу я окончил с отличием в 1942-м году. Второй год шла Великая Отечественная война. Отца еще осенью 1941 года призвали в армию. Среди нас, молодежи, царил дух патриотизма, мы также все рвались на фронт «ковать победу».
В январе 1943 года всех парней, родившихся в 1925-м году, в том числе и меня, призвали на службу. С тех пор началось мое военное лихолетье.
Сначала мы прошли обучение в Подольском военно-пехотном училище в городе Иваново. Однако еще до завершения учебы, расформировав училище, нас, молодых сержантов, направили на Брянский фронт, в район Орловско-Курской дуги, где разворачивались ожесточенные бои с гитлеровскими войсками. Это для нас «зеленых», еще не обстрелянных воинов, были первые тяжелые испытания.
- Страшно ли было на войне?Да, страшно. Я полностью согласен со словами Ю. Друниной «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Страшно перед предстоящим боем, когда ничего не знаешь - что ждет впереди. Страшно, когда на тебя обрушивается ураганный огонь. Страшно, когда твои друзья погибают у тебя на глазах…
Но чувство долга и приказ командира сильней страха, поднимают в атаку на врага. Приведу некоторые этапы фронтового пути.
9 августа наш 922-й стрелковый полк 250-й дивизии вошел в город Орел. Ужасное зрелище предстало перед нами: развалины домов, разрушенные мосты через реку Ока, трупы немецких солдат и офицеров…
Мы, шаг за шагом освобождая города и села Брянщины, Белоруссии, шли на Запад. Очень нелегки были фронтовые дороги. Особенно тяжело было глубокой осенью или зимой, во время походов или временного затишья, когда не было ни землянки, ни заранее вырытого окопа. Поэтому часто приходилось, если удавалось, спать или просто вздремнуть прямо на снегу, укрывшись шинелью и подстелив (если вблизи леса) еловые лапы. Нередко выручали солдатская дружба, верность друг другу.
… Был ноябрь 1943 года. Брянский фронт. Я командир пулеметного расчета «максимки». В ожесточенном бою перед городом Бобруйском меня контузило взрывом от снаряда. Очнулся только в медсанбате. Оказалось, меня доставил в медсанбат с поля боя наш наводчик, сибиряк Иван Кругляк.
В нашем батальоне были люди разных национальностей, профессий и возрастов. Но их всех объединяли воинский долг, чувство патриотизма, вера в победу.
- Есть ли у Вас самый памятный эпизод войны?
- До сих пор не выходит из памяти страшный бой в феврале 1945 года на территории Восточной Пруссии. Перед нашим батальоном была поставлена задача: в открытом месте, покрытом мелкими кустарниками, овладеть подступами к городу Алленштейн. Я, как комсорг, должен был повести батальон в атаку с боевым кличем «За Родину!» «За Сталина!». Вот тогда я испытал трудно передаваемое чувство страха не только за себя, но и за своих товарищей.
Действительно, враг, заметив наше наступление, мгновенно из минометов и орудий открыл огонь. В наших рядах началась паника. Многие солдаты повернули назад. Командир полка, майор Александр Шилов (впоследствии удостоенный звания Героя Советского Союза) лично возглавил подоспевшее подкрепление, и при поддержке артиллерии и танков нами был взят город Алленштейн. К сожалению, в этом ожесточенном бою наш батальон потерял несколько десятков солдат и офицеров. Был тяжело ранен и я. Меня с поля боя вынес сам командир батальона Василий Ильич Климчук. Для меня он стал как бы крестным отцом.- Где Вы встретили День Победы?
- 9 мая, День долгожданной Победы я встретил в госпитале города Комсомольск Ивановской области. Это была неописуемая всеобщая радость. Ликовали все жители небольшого городка. Услышав о победе, мы, раненые и больные, кто на костылях, кто ползком высыпали из госпиталя на улицу. Повсюду гремела музыка из громкоговорителей, передавались песни в исполнении Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой. Постоянно звучал голос Левитана, возвещающая весть о Великой Победе. Это был первый мирный день, День Победы.
- Как сложилась ваша судьба после войны?После полугодового лечения меня признали не годным к строевой службе и направили на работу в органы НКВД в том же городе текстильщиков. Здесь я женился, родилась дочь.
В 1946-1949 гг. учился в офицерской школе МВД в городе Свердловск, окончил ее в звании лейтенанта. С тех пор началась моя работа в органах госбезопасности, в основном, в Карелии. Сначала в районе, а затем в Петрозаводске с перерывами на учебу и с выездами в загранкомандировки.
Прошел путь от рядового сотрудника до одного из руководителей Комитета госбезопасности Карельской АССР (ныне Республика Карелия). Здесь же в Петрозаводске родились у нас сыновья: Юрий и Владимир.
В 1954-1959 г. г. проходил обучение в Высшей школе им. Ф. Дзержинского в Москве, окончил ее с отличием, снова вернулся на службу в Петрозаводск.- Мы знаем, что Вы были военным советником с Сирии. Расскажите подробнее об этом периоде жизни…
- Да, с 1963 по 1969 год я находился в служебной командировке на Ближнем Востоке, в посольстве СССР в городе Дамаск. Был очевидцем бомбовых ударов израильской авиации на построенный нашими силами новый аэродром, современные истребители СУ-17. Более 10 самолетов были выведены из строя. Бомбовый удар в тот же день обрушился на аэродром другого сирийского города Хама. Одновременно авиация израильтян бомбила стратегические объекты Ирака и Египта. Началось осуществление плана «Голубь», позже получившего название «семидневной войны». На другой день мы с сотрудником посольства поехали осматривать разбитый аэродром и попали под новый налет вражеской авиации. Меня оглушило взрывом разорвавшейся рядом бомбы. Придя в себя, тяжело раненого товарища дотащил до машины и довез до посольства, где ему оказали медицинскую помощь. Это только один из эпизодов из той шестилетней командировки на Ближний Восток, второе боевое крещение.
Позже выезжал с различными заданиями в европейские страны: Финляндию, Данию, Голландию, Англию, Францию, Италию, Грецию, Турцию.
В начале 1970 года вернулся на работу в КГБ Карельской АССР. - Говорят, что Вам довелось общаться с Юрием Владимировичем Андроповым, занимавшем тогда пост председателя КГБ СССР?
- Да, впервые увидел его в 1975-м году на Всесоюзном совещании работников разведки. Там же в зале находились легендарные разведчики Ким Филби, Рудольф Абель и многие другие. Позже, когда он приезжал в Карелию, беседовали и лично. Общаться с ним было непросто. Юрий Владимирович не терпел общих стандартных докладов и длинных выступлений. Мог перебить докладчика, если тот говорил не по существу вопроса. Тут же по ходу выступления давал советы, указания и рекомендации. Удивляли его широкая эрудиция, глубокое знание проблем как общественного, так и оперативного характера».Алексей Петрович всю свою жизнь посвятил работе в органах КГБ, включая службу в армии, 49 лет. В 1986-м году с должности заместителя председателя КГБ Карельской АССР вышел на пенсию в отставку в звании подполковника. О службе в органах, о своих товарищах-коллегах, чекистах республики подготовил и издал книгу «Чекисты Карелии», которая была удостоена диплома КГБ СССР.
Алексей Петрович Тигушкин имеет немало наград. За боевые и трудовые заслуги награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, орденом Юрия Андропова. В мирной жизни к ним прибавились ведомственные награды, в том числе и учрежденный Всероссийской академией проблем безопасности, обороны и правопорядка.
Ветераны не стареют душой. И после выхода на пенсию Алексей Петрович продолжал вести активную общественно-полезную работу. Многие годы возглавлял городской совет ветеранов войны и труда. В свободное время занимался живописью. Принимал участие в городских и республиканских выставках самодеятельных художников, ветеранов войны и труда.
У ветерана добрая и дружная семья. С женой Анной Яковлевной, в прошлом педагогом, активисткой женского ветеранского движения они имеют троих взрослых детей, 5 внуков, 2 правнуков. И дети, и внуки пошли по стопам родителей: такие же умные, грамотные, целеустремленные, неутомимые труженики. Со славным юбилеем поздравят ветерана близкие, коллеги и друзья.
«Боремся с возрастом, но не сдаемся, - говорит Алексей Петрович. – В общении с людьми - наша сила. Делать добро людям – наше призвание. Так нас учили наши родители, сама жизнь».Беседовала
Е. Казакова.